Статьи по психологии

Прояснение

Разные формы прояснения имеют одну и ту же цель: сделать ясным для се­бя и для клиента смысл сказанного. Первая форма прояснения представляет собой повторение того, что сказал клиент, в сочетании с предшествующим или последующим обобщающим вопросом. Мастером прояснения был К. Роджерс. Если я вас правильно понял… самое неприятное — то, что его слова о вашей никчемности соответствуют вашему собственному мнению о се­бе. Вы это имеете в виду? С точки зрения клинициста, два основных фактора определяют целесо­образность или нецелесообразность применения данного метода. Во-пер­вых, если информация кажется тривиальной и не имеет терапевтического значения, лучше всего просто подождать, пока клиент перейдет к более значимой теме. Можно потерять много времени, если выяснять несущест­венные детали, имеющие отдаленное отношение к целям психотерапии. Предположим, клиент говорит: “Дедушка моей приемной дочери (со сто­роны жены) обычно мало или совсем не общается с моими родителями”. Это отличная возможность для интервьюера выслушать клиента, не пере­бивая. Если интервьюер отреагирует просьбой о прояснении, могут после­довать путаные объяснения родственных связей клиента. Внезапное пере­ключение на тему дальних родственников часто означает, что клиент избегает разговора о более важных проблемах — своих личных. Если это так, не следует реагировать на вербальное поведение клиента просьбой о прояснении или использовать любые другие отклики слушания, посколь­ку это может закрепить желание клиента избегать личных тем.
Стоматологии Петербурга