Статьи по психологии

Форма подачи информации

Во-вторых, если то, о чем говорит ваш клиент, кажется важным, но мешает понять ее содержание, у вас есть аль­тернатива: немного выждать, давая клиенту возможность высказаться ясно, или сразу же попросить о прояснении. Например, клиент говорит: “Не знаю, она была не такой, как все. Она смотрела на меня не так, как другие женщины. У других не было… чего-то такого, знаете, в глазах; обычно о многом можно судить по тому, как женщина на тебя смотрит, правда? А с другой стороны, может, дело в чем-то другом, есть что-то та­кое во мне самом, что я смогу понять позже”. Правильное прояснение в данной ситуации может звучать следующим образом: “Она не была похожа на других; возможно, это было вызвано тем, как она смотрела на вас, или чем-то в вас самом, чего вы не вполне пони­маете. Вы это имеете в виду?” Главная цель недирективного отражения чувств — посредством эмоцио­нально ориентированного перефразирования сообщить клиенту о том, что интервьюер настроен на его эмоциональное состояние. Недирективное от­ражение чувств также стимулирует дальнейшее эмоциональное самовыра­жение клиента. Предлагаем пример беседы интервьюера с 15-летним под­ростком о его учительнице. Чувства — сфера весьма личная. Это означает, что каждая попытка про­никнуть в чувства другого человека может вести к душевной близости, к более тесным отношениям. Некоторые клиенты, не желающие устанавли­вать близкие эмоциональные отношения с интервьюером, реагируют на не­директивное отражение чувств с его стороны, замыкаясь и прекращая бесе­ду. Другие могут не признаваться клиницисту в своих чувствах. Следует минимизировать потенциальные негативные реакции клиента на недирек­тивное отражение его чувств, используя пробное отражение.
Здоровье и безопасность в Китае