Статьи по психологии

Побуждающие вопросы

Чтобы достигали цели, при их применении необ­ходимо следовать двум основным правилам. Во-первых, желательно не зада­вать побуждающие вопросы в случае, если необходимый контакт с клиентом еще не установлен поскольку в этом случае побуждающие во­просы могут быть восприняты клиентом как закрытые (т.е. клиент ответит смущенным или враждебным “да” или “нет”, и контакт может нарушиться). Во-вторых, лучше избегать подобных вопросов при клиническом интервьюи­ровании детей и подростков, поскольку они зачастую понимают побуждаю­щие вопросы буквально и могут ответить отрицательно Например, если вы спросите ребенка: “Не хотел бы ты рассказать мне о том, что ты чувствовал, когда папа вас бросил?”, он мо­жет ответить: “Нет!”, что, конечно же, не способствует успеху клинического интервью и ставит вас в затруднительное положение. Непрямые вопросы часто начинаются со слов интересно,
должно быть или наверное  Они используются в тех ситуациях, когда ин­тервьюер хочет узнать мысли или чувства своего клиента, но не намерен при этом оказывать на него давление. Вот несколько примеров непрямых вопросов.

Проективные вопросы помогают клиенту определять, формулировать, анализировать и прояснять неосознаваемые или неясные конфликты, цен­ности, мысли и чувства. Проективные вопросы начинаются с разных ва­риаций формулы Что… если бы… и приглашают клиента к размышлениям. Часто проективные вопросы используются для стимуляции воображения и помогают клиенту анализировать мысли, чувства и модели поведения, которые имели бы место в определенных ситуациях. Например.