Статьи по психологии

Молчание

В определенном смысле молчание можно считать самым недирективным из всех откликов слушания. Простой и недирективный, этот отклик, тем не менее, очень эффективен. Чтобы привыкнуть к молчанию, как интервьюерам, так и клиентам требуется некоторое время. Тишина, как показывает следую­щий отрывок из рассказа Эдгара По “Безмолвие”, может быть пугающей. Торопливо он поднял голову, встал на скалу и прислушался. Но в об­ширной, безграничной пустыне не было звуков, и знаки на скале молча­ли. И человек вздрогнул и отвернулся, и быстро убежал прочь, так что я его уже больше не видел. Молчание может пугать как клиентов, так и самих интервьюеров. Боль­шинство людей испытывают неловкость, когда при общении возникает пауза, и пытаются сказать что-нибудь, чтобы поддержать беседу. Как отме­тил Льюис Томас в своей книге (“Жизни клетки”), “природа не выносит длительной тишины”. С другой стороны, при правильном использовании молчание может дей­ствовать успокаивающе. Как сказано в “Дао дэ цзин”, “тишина и спокой­ствие восстанавливают порядок во Вселенной”. Многого можно достичь, если соблюдать покой и молчание. Хотя основная функция молчания как отклика интервьюера — способствовать рассказу клиента о себе, оно, кроме того, может помочь клиенту успокоиться или задуматься над своими собст­венными словами. К тому же молчание дает клиницисту возможность не торопясь и сознательно выбрать необходимый отклик. Однако мы должны предупредить: интервьюеры, которые начинают интервью с молчания и продолжают часто и подолгу его использовать, не объясняя назначения этого отклика, рискуют отпугнуть клиента. Это происходит оттого, что молчание интервьюера воспринимается клиентом как давление, вынуж­дающее его говорить, и вызывает беспокойство.