Статьи по психологии

Навыки клинического интервьюиро­вания

У нас также есть твердые убеждения относительно того, каким образом лучше всего приобретать и развивать. Эти убеждения основаны на нашем опыте учебы и преподавания, а также на состоянии научного знания в этой сфере В оставшейся части этой главы мы в общих чертах изложим наш подход к обучению клиническому интервьюированию, философскую ориентацию, цели и задачи данной книги. Наша книга ограничивается рассмотрением первых трех навыков, ука­занных в списке. Мы не даем детальной информации по проблемному или диагностическому консультированию, психотерапевтическим методам и приемам, однако мы касаемся их при рассмотрении ситуаций, с которы­ми может столкнуться начинающий интервьюер  Профессиональным интервьюерам необходимо научиться молча слушать клиента; им нужно сдерживать естественное желание помочь, обуздывать свое “Я” и негативные эмоции. Недирективное слушание — это азы клинического интервьюирования. Оно особенно важно на начальных этапах клинического интервью. Как утверждает С. Шей, “…в начальной фазе интервьюер говорит очень мало… Особый акцент делается на открытых вопросах и открытых ут­верждениях, чтобы помочь клиенту разговориться”  Молчание и недирективное слушание интервьюера призваны помочь клиенту обрести собственный голос и рассказать свою историю. К сожале­нию, очень тяжело хранить молчание и внимательно слушать, поскольку при исполнении своих служебных обязанностей специалисту в области психического здоровья бывает трудно “отключить” или минимизировать свою психическую активность. Психическое напряжение и возбужденность — обычные явления, сопровождающие работу клинического интервьюера. Это объясняется тем, что ему хочется немедленно разрешить все проблемы кли­ента. Однако это может привести к непроизвольной авторитарности интер­вьюера или даже его доминированию над клиентом.