Статьи по психологии

Воздействие эмпатии

Очевидно, что эмпатия повышает взаимопонимание. Эмпатия вызывает и много других положительных эффектов. Во-первых, она дает клиентам боль­шую свободу для обращения к своим проблемам. Когда клиенты чувствуют понимание, они более открыты и готовы подробнее говорить о своих про­блемах; эмпатия дает доступ к информации (Egan,
2002). Во-вторых, как подчеркивает Карл Роджерс, эмпатия в сочетании с без­условным позитивным отношением позволяет клиентам полнее исследовать себя: “Только тогда, когда я понимаю ваши чувства и мысли, которые ка­жутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только тогда, когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так же, как вы, — только тогда вы действительно чувствуе­те в себе свободу исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опытаРоджерс утвержда­ет, что точная эмпатия помогает клиентам осознать то, что прежде было бессознательным; и что точные эмпатические отклики, подобно правиль­ной интерпретации, приводят к росту самосознания клиентов. В-третьих, эмпатия способствует рабочему альянсу Эм­патические реакции интервьюера помогают клиентам поверить, что он их союзник, и это также существенно повышает доверие и мотивацию  В-четвертых, исследования показали, что эмпатия связана с позитивны­ми результатами терапии Некоторые авторы идут еще дальше и предполагают, что эмпатия — основа любого успешного психотерапевтического вмешательства: “Поскольку эмпатия — это основа понимания, можно сделать заключение о том, что не может быть эффектив­ного терапевтического вмешательства без эмпатии и что любое эффек­тивное вмешательство должно быть эмпатическим”