Статьи по психологии

Негативное поведение внимания

Говорят, что фамильярность порождает презрение. Что касается навыков поведения внимания, правильнее будет сказать, что презрение — результат злоупотребления или переигрывания. Слишком пристальное внимание может привести клиента в замешательство. Модели позитивного поведе­ния внимания, если ими злоупотреблять, могут быть неприятны для кли­ента. Клиницисту следует соблюдать умеренность при использовании сле­дующих моделей поведения. На ход клинического интервью влияют многие индивидуальные и культур­ные факторы. К ним относятся, но не исчерпываются ими, следующие: а) пол;

б)  социальная принадлежность; в) этническая принадлежность; г) сексуальная ориентация; д) возраст; е) физическая инвалидизация или увечность Каждый кли­ент — часть отдельной субкультуры, которой свойственны свои модели поведения и социальные нормы Само собой ра­зумеется, что модели поведения, которые положительно воспринимаются Обмен конструктивными замечаниями относительно навыков внимания и слушания необходим для профессионального развития клинициста. Содержательную и точную обратную связь по поводу визуального кон­такта, жестов, голосовых характеристик и отслеживания вербального потока клиента можно получить с помощью семинаров, демонстраций, ролевых игр, аудио — и видеопрезентаций. Например, позитивные отзы­вы, такие как: “Вы смотрели клиенту в глаза и отвели взгляд всего два или три раза, и хотя вы несколько нервно вертели в руках карандаш, клиенту это, по-видимому, не мешало”, вполне ясны и содержательны (и полезны). Общие положительные комментарии (“Хорошая работа!” и т.д.) вдохновляют и вызывают положительные эмоции, однако их сле­дует подкреплять более конкретными отзывами. Важно знать, что именно в вашей работе сделало ее хорошей.