Статьи по психологии

Назначение недирективных откликов слушания

Это— помочь клиентам свободно и открыто говорить о том, что их волнует. Эти техники, подобно моделям поведения внимания, не предназначены для руководства или на­правления клиентов. Они помогают отследить основные сообщения клиен­тов посредством обратного отражения содержания их речи. Даже недирективные отклики могут повлиять на выбор клиентом тех или иных тем. На это есть по крайней мере две причины. Во-первых, интер­вьюер может непроизвольно или целенаправленно обращать больше внима­ния на клиента именно тогда, когда тот затрагивает определенную тему. На­пример, интервьюер хочет, чтобы клиент рассказал о своих отношениях с матерью. Используя визуальный контакт, заинтересованное выражение ли­ца и кивая головой каждый раз, когда клиент упоминает свою мать, интер­вьюер может подвести его к необходимой теме. Наоборот, интервьюер мо­жет выглядеть незаинтересованным, когда клиент отклоняется от темы и говорит о чем-то другом. Технически, интервьюер в данном случае исполь­зует социальное подкрепление для управления вербальным поведением кли­ента. Избирательное внимание, по всей видимости, часто имеет место в кли­нической практике. Так, психоаналитики интересуются в первую очередь особенностями отношений пациента с родителями, клиент-центрированные терапевты — чувствами своих клиентов, а бихевиористы предпочитают вести с клиентом разговор о его конкретных моделях поведения. Во-вторых, диапазон тем, которые поднимают клиенты, настолько ши­рок, что невозможно в равной степени быть внимательным ко всему, о чем они говорят. Без избирательности не обойтись. Представьте ситуацию, ко­гда клиентка начинает беседу, например, такими словами: Представьте, что это клиническое интервью проводите вы. На какой из тем, упомянутых женщиной, вы бы остановились? И не забудьте, что все эти темы — жестокость отца, бедность, теперешний успех, желание воспи­тывать детей в большей строгости и т.д. — были затронуты в течение пер­вых 20 минут встречи.