Статьи по психологии

Преждевременная активность и директивность

Как начинающих, так и опытных клиницистов чревата притуплением их восприимчивости и утра­той терапевтического эффекта. Данная точка зрения перекликается с сове­том, который дают X. Страпп и Дж. Байндер: терапист не должен под­даваться побуждению что-нибудь сделать, особенно когда он чувствует дав­ление со стороны клиента (или свое собственное), побуждающее вмешаться, действовать, утешать и т.д.”

Даже в условиях целенаправленной терапевтической интервенции при проведении профессионального интервьюирования, в большинстве ситуаций именно применение недирективных техник позволяет клиенту осознать соб­ственные мысли, чувства и поведение Если это возможно, ин­тервьюер должен помочь клиенту самому проявлять инициативу и совершать открытия Мы считаем, что поощ­рять
самовыражение клиента — профессиональная задача интервьюера. С другой стороны, учитывая временни рамки, которые, как правило, нала­гаются на психологическое консультирование или психотерапию, в обязан­ности такого специалиста входит также ограничение самовыражения своих клиентов. Независимо от того, поощряете вы самовыражение клиентов или нет, проблема заключается в том, чтобы делать это квалифицированно Перед освоением навыков диагностики и терапевтической интервенции интервьюер должен научиться устанавливать эмоциональный контакт и на­лаживать позитивные терапевтические отношения с клиентом. Эта задача включает обучение активному слушанию, эмпатическому реагированию и другим поведенческим навыкам, способствующим развитию и поддер­жанию эмоционального контакта Некоторые ученые называют это раппортолР, другие говорят о прочных терапевтических отношениях. Развитие навыков, позволяющих устанавливать контакт с клиентами, принадлежащими к разным культурам, учитывая также разнообразие возни­кающих ситуаций, может оказаться весьма сложной задачей  Большинство интервьюеров хотят помочь своим клиентам. Они также испытывают естественное желание точно знать, как добиться максималь­ного терапевтического эффекта. В результате новички суетятся и сосредо­тачиваются на том, что делать с клиентом, а не на том, какими им быть по отношению к нему.