Статьи по психологии

Валидизация чувств

Она— распространенный в клиническом интервьюирова­нии и психологическом консультировании метод. Это объясняется, с одной стороны, тем, что людям нравится, что их чувства одобряются, с другой сто­роны — интервьюерам, как правило, нравится ободрять своих клиентов. Иногда клиенты приходят на интервью в основном для того, чтобы их увери­ли в том, что они нормальны. Некоторые теоретики считают, наоборот, что открытая поддержка, в частности валидизация чувств, формирует у клиента некритическое отношение (т.е. он полагает, что у него все в полном поряд­ке, коль так говорит интервьюер), снижая вероятность самостоятельного формирования положительного отношения к себе. Ниже приводятся по­тенциальные результаты применения метода валидизации чувств Интерпретативное отражение чувств — эмоциональные в своей основе ут­верждения интервьюера, выходящие за рамки обычных форм эмоциональ­ного самовыражения клиента. Цель интерпретативного отражения чувств — обнажить эмоции, которые осознаются клиентом лишь отчасти. Эта техни­ка может привести клиента к инсайту (т.е. он начинает осознавать те чувст­ва, которые прежде были неосознанными или осознанными частично).Интерпретативное отражение чувств в некоторых источниках называется “продвинутой эмпатией” (
Так, Г. Эган пишет следующее. Базовая эмпатия (недирективное отражение чувств) обращена к реле­вантным наружным (не путать с поверхностными) чувствам и значениям, в то время как продвинутая точная [интерпретативная] эмпатия направ­лена на те чувства и значения, которые спрятаны, скрыты или непосред­ственно недоступны для клиента