Статьи по психологии

Травматический опыт

Когда клиенты впервые открывают свой больше всего они нуждаются в слушателе, способном на поддержку и сопережива­ние. Все, что от вас требуется, — это адекватные комментарии о прошлом клиента, например: “Похоже, для вас это было особенно трудное время” или “Вот тогда вы действительно разозлились (испугались, пали духом и т.д.)”. Некоторым клиентам может быть особенно тяжело освободиться от бремени болезненных воспоминаний. В таких случаях можно четко размежевать про­шлое и настоящее. Вместе с клиентом нужно исследовать, как ему удавалось справляться с трудностями. Выявление, изучение и подчеркивание спосо­бов преодоления и выживания клиентов в трудных ситуациях в прошлом уместно и полезно. Фактически вы можете указать клиенту, как именно он сумел устоять в самое тяжелое время своей жизни. Например: Полезно также по мере выяснения личной истории постепенно вести клиента обратно к настоящему. Возвращаясь к настоящему, клиент может дистанцироваться от болезненного опыта прошлого. В редких случаях кли­ент все же остается во власти отрицательных эмоций. Иногда это объясня­ется высокой интенсивностью травматических воспоминаний. В других случаях клиенты зацикливаются на прошлом, поскольку не видят в на­стоящем особых улучшений. Как бы там ни было, если клиенты остаются во власти негативных или травматических воспоминаний, это может пугать или обескураживать начинающих интервьюеров. Стратегии оценки и рабо­ты с клиентами, которые находятся под воздействием негативных или суи­цидальных мыслей, приводятся в