Статьи по психологии

Недирективные составляющие при работе с личной историей клиента

Непосредственно после перехода к личной истории вам в большинстве случаев следует сохранять недирективную позицию. Это объясняется тем, что вы оставляете анализ специфических симптомов и входите в совер­шенно новую сферу При сборе информации с диагностической целью переход к личной ис­тории должен быть как можно менее директивным. Важным источником информации служит уже то, на чем клиенты акцентируют внимание и чего они избегают. После короткого недирективного этапа (примерно от двух до пяти минут) вы можете предоставить клиенту дополнительную структуру и руководство, перейдя к конкретным вопросам о его прошлом. Как уже говорилось в главе 6, многие клиенты не решаются открыто рассказывать о своих детских переживаниях; они могут обращаться к ин­тервьюеру за структурой и указаниями. Мы считаем, что при выяснении личной истории полезно на несколько минут оставить клиента без структу­ры и руководства. Если вы сразу же предоставляете структуру и начинаете руководить клиентом, вы так и не узнаете, о чем именно заговорил бы он в первую очередь. Если клиент настойчиво просит дать ему конкретные указания, можете сказать прямо: После этих слов просто молчите и слушайте клиента. Клиенты могут чув­ствовать беспокойство и дискомфорт, но если вы продемонстрируете искрен­ний интерес к их прошлому, это поможет им почувствовать себя свободнее.