Статьи по психологии

Второе утверждение интервьюера

Это— попытка отыскать более глубокие чувства, не высказанные клиентом. Интерпретативное отражение чувств может представлять угрозу для клиентов, поскольку побуждает их анализи­ровать более глубокие уровни своей психики, за пределами высказанных эмоций. Кроме того, оно может значительно укрепить взаимопонимание между интервьюером и клиентом и повысить доверие последнего. Причина того, что интерпретативное отражение чувств считается дирек­тивным, терапевт-центрированным откликом, требует дальнейшего обсужде­ния. Вы можете спросить, почему такой отклик называется интерпретатив­ным,
если он основан на сообщении клиента о его личном эмоциональном опыте. Во-первых, как пишет Г. Эган, интерпретативное отражение чувств основано на информации об эмоциональном состоянии клиента, которая “спрятана” или “скрыта” от него самого Когда интервьюер доводит эту информацию до сознания клиента, он применяет директивный ме­тод. Во-вторых, интерпретативное отражение чувств, или “продвинутая/перс­пективная эмпатия” Эгана, предполагает, что бессознательные или неосозна­ваемые процессы оказывают влияние на клиента. Допуская подобное предпо­ложение, интервьюер заключает клиента в рамки определенного теоретиче­ского конструкта. И самое главное: поскольку цель интерпретации — трансформировать неосознаваемое в осознанное, это директивная техника (Weiner, 1998).
Однако, как указывают Р. Джордж и Т. Кристиани, даже не­директивное отражение чувств может вызвать такой же эффект: “Классическая клиент-центрированная техника, отражение чувств, может также рассматриваться как интерпретация”