Статьи по психологии

Обнадеживание клиентов

Если это уместно, после обобщения причин, по которым клиент обратил­ся за профессиональной помощью, следует сказать о возможности психоло­гического консультирования или психотерапии помочь клиенту преодолеть свои трудности и разрешить проблемы. Можно просто сказать несколько ко­ротких, но обнадеживающих слов: “Хочу, чтобы вы знали, — я уверен, что психотерапия вам поможет”

В определенном смысле, если наше клиническое суждение подсказывает, что терапия может помочь определенному клиенту, в нашу задачу входит до­нести до него эту уверенность. В конце концов, большинство клиентов не­сколько наивно воспринимают потенциальную пользу (и вред) психотера­пии. Наша обязанность — сообщить им о действенности психотерапии: Вы провели 35 или 40 минут с человеком, которого никогда прежде не встречали, узнавая о самых потаенных его страхах, страданиях, проблемах и затруднениях. Вы надеетесь, что слушали внимательно, по ходу делали обобщения, в случае необходимости направляли клиента, подводя его к особенно важным вопросам. Независимо от меры своей толерантности вы как бы берете на себя роль судьи, рассматривая личность клиента, его про­блемы, его жизнь. Независимо от того, насколько хорошо вы выполняли функции интервьюера, ваш клиент может по-прежнему болезненно вос­принимать некоторую односторонность общения. В конце концов, вам уже довольно много известно о клиенте, а он о вас почти ничего не знает. По­этому часто может быть полезно сместить фокус беседы и предоставить клиенту больше власти и контроля перед завершением интервью. Делать это можно с помощью следующих формул. Такие вопросы помогают клиенту снова обрести контроль над ситуацией. Как указывают Р. Фоули и Б. Шарф несмотря на важ­ность сохранения контроля при завершении интервью, необходимо также по­делиться этим контролем с клиентом. Как правило, клиенты не задают много вопросов и не вдаются в обстоятельные комментарии. Однако наш опыт по­казал, что они позитивно реагируют на такие предложения. Кроме того, вопро­сы и комментарии клиентов могут помочь нашему профессиональному росту.