Статьи по психологии

Опасность обидеть первых клиентов

Или не достигнуть поставленной цели сводится к минимуму при применении недирективных методов (Meier&
Davis, 2001).
Хотя первыми клиентами начинающих интер­вьюеров обычно становятся добровольцы, однако даже в ролевой игре, когда патологии могут быть вымышленными, будущий клини­цист имеет дело с живыми людьми. При использовании недиректив­ного подхода большая ответственность лежит на клиенте, что избав­ляет интервьюера от опасения (так же как от реальной возможности) задать неправильный вопрос или предложить клиенту неверный курс действий. Кроме того, начинающие интервьюеры склонны преуве­личивать свою ответственность за клиента, и недирективный подход поможет избежать этого. Парадигма недирективного слушания помогает клиентам обрести чувство независимости и свободы действий. Этот подход также спо­собствует уважению к личностным установкам, моделям поведения и предпочтениям клиента. Такое уважение — явление редкое, благо­дарное и, возможно, оказывает позитивный терапевтический эффектСпецифические стратегии помощи клиентам, построенные на основе важнейших теоретических направлений, могут стать действенным средст­вом профессионального интервьюирования. Начинают накапливаться факты, указывающие на более высокую эффективность определенных форм психотерапии применительно к отдельным категориям клиентов и видам патологий  Если же все клиницисты станут неукоснительно придерживаться одной и той же теоретической ориентации, психотерапия прекратит свое существование Хотя мы и приветствуем интеграцию разных на­правлений психотерапии, сближение различных теорий и выделение оп­ределенных стратегий для терапии тех или иных клинических проблем, слишком часто у начинающих специалистов в области психического здоровья возникает соблазн прибегнуть к мощной терапевтической интервенции до прохождения ими базового клинического обучения и супервизии.