Статьи по психологии

Директивные отклики действия

Они побуждают клиента менять способ мышления, чувствования или образ действий. Они представляют собой, по сути, техники убеждения, подводящие клиента к определенным изменени­ям. Директивные техники такого рода используются в том случае, если профессиональное мнение интервьюера и/или его забота о благополучии клиента обусловливают необходимость некоторых перемен в жизни по­следнего, его установках или поведении. Такие отклики сопряжены с от­ветственностью клинициста за изменения, которые он считает нужным произвести. Эта ответственность имеет силу даже тогда, когда интервьюер и клиент сотрудничают друг с другом, потому что и в этом случае специа­лист должен решить, что посоветовать клиенту и когда именно. Конечно же, за клиентом остается право следовать или не следовать предложениям, советам и мнениям интервьюера. Директивные отклики действия требуют от интервьюера оценки того, какие именно изменения следует произвести клиенту для улучшения своей жизни. Многочисленные пособия и университетские программы по кон­сультированию и психологии призывают к применению техник, способст­вующих изменению клиентов, т.е. директивных Хотя эффек­тивность директивных техник как метода изменения клиентов не вызывает сомнений, наша позиция в этом вопросе близка к позиции JI. Селигмана именно: прежде чем применять терапевтические интервен­ции, терапист должен в совершенстве овладеть методами оценки и диагно­стики. Приведенное ниже описание поможет вам отличать отклики данного типа от других, менее директивных техник. Начинающий интервьюер дол­жен подходить к использованию директивных откликов действия осторож­но и применять их под супервизией компетентного специалиста. Директивные отклики действия, описанные ниже, расположены по сте­пени возрастания интенсивности — от самых мягких до более сильных тех­ник убеждения.