Статьи по психологии

Психотерапевтические школы

Хотя многие другие (особенно личностно-ориентированные) также рассматривают терапию как совместный процесс, при котором клиент и интервьюер открыты и гуман­ны по отношению друг к другу, нигде принципы равенства и концепция общности не подчеркиваются так сильно, как в феминистической теории и терапии Сле­дующий пример поможет лучше понять концепцию общности. Бетти, 25-летняя аспирантка, приходит на первое интервью (в качестве клиентки). Супервизор настойчиво рекомендовал интервьюеру (тоже жен­щине) сохранять нейтральность и подавлять любое побуждение к само­раскрытию. Клиницист говорит: “Расскажите, с чем вы к нам пришли”. Бетти почти сразу же начинает плакать и говорит: “Моя мать умирает от рака. Она живет в 350 км отсюда, но хочет, чтобы я все время была с ней. Я заканчиваю научную работу по химии, чтобы получить степень доктора философии; мой научный руководитель через три месяца ухо­дит в отпуск. Мне нужно вычитать часы на младших курсах, а мой муж как раз мне сказал, что хочет от меня уйти. Я не знаю, что делать. Я не могу правильно определить свои приоритеты. Я чувствую себя так, словно меня скоро не станет. От меня почти ничего не осталось. Мне страшно. Я чувствую себя неудачницей уже потому, что пришла к пси­хотерапевту, но…” Бетти продолжает плакать. Интервьюер чувствует, как ее захлестывает волна жалости, страха и за­мешательства. Она сама вот-вот расплачется. Она пытается придумать что-нибудь нейтральное. После небольшой паузы она тепло произно­сит: “Все это привело к тому, что вы чувствуете себя сломленной, ис­пуганной; возможно, вы теряете ощущение себя. Приход к психотера­певту усугубляет чувство поражения”. Бетти говорит: “Да, моя мать всегда говорила, что только ничтожества ходят к психотерапевтам. Она вообще-то употребляла слово “дебилы”. Муж не хочет сюда идти. Он говорит, что если бы я бросила учебу, мы снова могли бы быть счастливы.