Статьи по психологии

Установление эмоционального контакта

Эмоциональный контакт — основа взаимоотношений. Интервьюеры лю­бой теоретической ориентации признают его важность в отношениях с клиентами. Однако клиницисты, придерживающиеся поведенческого, гу­манистического и феминистического подходов, больше говорят о важности эмоционального контакта, чем психоаналитики. Позитивный контакт оп­ределяется как “взаимопонимание в деловых, дружеских и т.п. отношениях” Интервьюеры предпринимают определенные действия, направленные на установление эмоционального контакта с клиентами. Многие техники, упо­минаемые в главе 3, предназначены именно для установления взаимопони­мания (например, перефразирование, отражение и валидизация чувств).

Интервьюер может запугать клиента. Может быть, вам трудно представить себя человеком, облеченным властью, но факт остается фактом — роль кли­нического интервьюера ассоциируется с авторитетом и властью. Заканчивая обучение и приступая к самостоятельной работе, вчерашний студент стано­вится полномочной фигурой — обладателем определенной базы знаний. Вас будут воспринимать как человека, обладающего властью, независи­мо от вашей теоретической ориентации. Клиенты могут относиться к вам так, как и к другим лицам, наделенным определенными полномочиями, — учителям, врачам. Это отношение может быть разным — от теплого и уча­стливого до грубого, холодного и пренебрежительного. Поскольку клиенты приходят на интервью как с осознанными, так и с неосознаваемыми пред­ставлениями о полномочных лицах, представителях власти, у вас может возникнуть необходимость помочь вашему клиенту рассматривать вас как партнера в терапевтическом процессе.