Статьи по психологии

Одобрение/неодобрение

Одобрение — это признание мыслей, чувств или моделей поведения клиен­та правильными, приемлемыми. Выразить одобрение — значит дать положи­тельную оценку. Поэтому для применения одобрения или неодобрения в каче­стве откликов при интервьюировании клиницист должен обладать знаниями, квалификацией и чуткостью, достаточными для оценки идей и поведения кли­ента. Иногда клиницист сознательно старается не применять (либо, наоборот, применять) одобрение или неодобрение, поскольку они дают ему значитель­ную власть. Многие интервьюеры вместо того, чтобы опираться на внешние суждения, предпочитают давать клиентам возможность оценивать, принимать и одобрять свои собственные мысли, чувства и модели поведения.

Концепция одобрения/неодобрения близка к концепции согласия/не­согласия. Однако склонность интервьюера соглашаться или не согла­шаться с клиентом обычно определяется его потребностью в социаль­ной гармонии. Одобрение/неодобрение идет дальше. Одобряя или не одобряя поведение клиента, интервьюер ставит себя в позицию мораль­ного превосходства. Многие клиенты ищут одобрения со стороны своих интервьюеров. В этом отношении клиенты уязвимы; они хотят или нуждаются в санкции профес­сионала. Терапист должен спросить себя, может ли он брать на себя ответст­венность, авторитет и власть, которыми страдающий и беззащитный клиент готов его наделить. В некоторых отношениях одобрять или не одобрять кли­ента означает присваивать себе функции Бога. Кто мы такие, чтобы ре­шать, какие чувства, мысли или модели поведения хорошие или плохие?