Статьи по психологии

Мотивационное интервьюирование: современный подход к работе с алкоголиками и наркоманами

В последние двадцать с чем-то лет наиболее ценимым и эмпирически обоснованным подходом к клиническому интервьюированию алкоголиков (возможно, несколько неожиданно) стал неконфронтационный. Уильям Мил­лер опираясь на свой опыт работы с алкоголиками, описал свои воззрения и практику, называя свой метод мотивационным интервьюи­рованием. Вместе со своим коллегой Стивеном Ролльником в 1991 году он издал книгу с таким же названием (второе издание вышло в 2002 году) и опубликовал несколько статей. В 1995 году, осознавая, что их концепция расширилась и стала несколько искаженно и путано интерпретироваться в научной литературе, Ролльник и Миллер предложили следующее опреде­ление: “Мотивационное интервьюирование — это директивный, клйент — центрированный стиль консультирования, предназначенный для достиже­ния поведенческих изменений посредством помощи клиентам в исследова­нии и преодолении амбивалентности”  У. Миллер и С. Ролльник подчеркивают, что мотивацион­ное интервьюирование представляет собой одновременно и набор техник, и философию, или стиль, включающий некие важные элементы, которые имеют большее значение, чем какая-либо техника сама по себе. Эти эле­менты составляют сущность подхода. Во-первых, они подчеркивают, что мотивация к изменениям не есть нечто навязываемое клиенту интервьюе­ром. Нужно помочь клиенту найти ее в себе, делая это осторожно и не то­ропя события. Во-вторых, амбивалентность, которую испытывает и выра­жает клиент, является его собственным качеством. В обязанности консультанта не входит ее разрешение; скорее, консультант должен отра­жать ее и сотрудничать с клиентом в исследовании и разрешении его амби­валентности. При мотивационном интервьюировании не используется пря­мое убеждение. Этот стиль подразумевает не противодействие клиенту, а совместное продвижение в общем направлении.