Статьи по психологии

Нереа­лизованные чувства гнева печали, разочарования

Они могут иметь место, одна­ко чтобы получить доступ к этим скрытым чувствам, интервьюеру нужно применить интерпретацию. Интерпретация, в свою очередь, должна под­крепляться ясными доказательствами, прежде чем клиент воспримет ее как эмпатию. Из главы 3 вы помните, что интерпретация и интерпретативное отражение чувств могут быть эффективны только при условии их подкреп­ления соответствующими фактами.

Вместо того чтобы ставить себя на место клиента и обращаться к соответ­ствующим чувствам, будет лучше, если вы подключите рассудок и проанали­зируете, что другие клиенты (или другие люди, которых вы знаете) могли бы чувствовать и думать, реагируя на данную ситуацию. Карл подчеркивал, что отражение чувств не должно быть категоричным, — клиент должен быть свободен принять или отказаться от него. Не забывайте о защитной реакции клиентов. Если они используют защитные механизмы (такие, например, как рационализация или отрицание), вам прежде всего следует признать (прибегнув к эмпатии) их сопротивление. Например. Очевидно, что чувства клиентки по поводу замкнутости ее отца еще не остыли. Точная эмпатия помогает клиентке признаться в своих чувствах. Теперь перейдем ко второму аспекту, в котором эмпатический вопрос Р. Каркгаффа ) следует считать упрощением. Эмпатия рассматривается так, словно она относится исключительно
к точному отра­жению чувств клиента. Несомненно, точное отражение чувств — важная составляющая эмпатии, однако, как указывают сло­варь Уэбстера (Webster, 1985) и некоторые другие авторы эмпатия также означает мыслить
и чувствовать вме­сте с клиентом. Вот почему эмпатическое признание защитного стиля кли­ента так важно для эмпатического отклика интервьюера. Клиенты хотят из­бежать эмоциональных страданий с помощью защитных механизмов — преимущественно неосознаваемых моделей искажения реальности, которая неприемлема для человека Соответственно, для достиже­ния максимальной эмпатии интервьюеру нужно обращаться не только к чувствам клиентов, но и к тем способам, которые применяются клиента­ми для защиты себя от этих чувств. Как предполагал Зигмунд Фрейд, эмпа­тия “…играет первостепенную роль для нашего понимания чужеродности “Я” других людей”