Статьи по психологии

Валидизация чувств

Валидизацию чувств часто путают с техникой, которая называется под­тверждением чувств. В учебниках для клинических интервьюеров эти от­клики обычно не различаются Ва­лидизация чувств имеет место, когда интервьюер распознает и одобряет чувства, описанные клиентом. Цель валидизации чувств — помочь клиенту принять свои эмоции как естественный, нормальный аспект человеческой природы. Валидизация чувств поощряет “Я” клиента — он чувствует поддержку, одобрительные комментарии интервьюера могут вселить в него чувство полноценности. Впрочем, это спорный вопрос — некоторые теоретики считают, что приме­нение таких директивных, поддерживающих техник, как валидизация чувств, приводит только ко временному повышению самооценки, основан­ному на воздействии со стороны интервьюера, а не на стойких изменениях в личности клиента. Кроме того, при бесконтрольном применении техника валидизации чувств может вызвать у клиента психологическую зависи­мость. Будучи техникой терапевтического воздействия, валидизация чувств подразумевает одобрение и ободрение, которые обычно вызывают у клиен­та позитивные эмоции. Может быть, именно поэтому этим методом часто пользуются друзья и влюбленные. В какой бы форме ни осуществлялась валидизация чувств, клиент всегда понимает ее содержание одинаково: “Ваши чувства приемлемы, вы имеете на них право”. Иногда посредством валидизации чувств интервьюер сооб­щает клиенту, что тому следует испытывать определенные эмоции Клиент: Мне так грустно с тех пор, как умерла моя мама. Я все время плачу и плачу, никак не могу остановиться (начинает всхлипывать). Интервьюер: Естественно, вы тоскуете по своей маме. Это вполне нор­мально. Если вам хочется плакать, плачьте