Статьи по психологии

Профилактика стресса и совладание с ним в работе клинического интервьюера

Все, кто работает в сфере охраны психического здоровья, подвержены вы­соким стрессовым нагрузкам. Особенно сильный стресс приходится испыты­вать студентам-практикантам Очень характерен для практикантов страх ошибок, бо­язнь навредить клиенту. К сожалению, эти опасения обоснованны. Вы будете ошибаться — все ошибаются, — и ваши ошибки могут вызвать или обострить страдания клиента  Ваша задача состоит в том, чтобы не позволить ошибкам сломить вас и даже, возможно, заставить ошибки ра­ботать на себя, используя их для роста и развития. Подчас ошибки тераписта могут способствовать гуманизации терапевтического процесса, поскольку клиент видит, что никто не застрахован от слабостей и недостатков. С. Шей, известный психиатр-практик и исследователь, так отзывается об ошибках, которые он допускал в ходе клинического интервьюирования. Были ошибки, но я совершаю ошибки всякий раз, когда провожу клини­ческие интервью. Клинические интервью и человеческие существа слиш­ком сложны, чтобы не ошибаться… Я пытаюсь научиться чему-нибудь на каждой ошибке  Мы знали одного студента-практиканта, который говорил, что очень волнуется при проведении клинических интервью, поэтому от волнения пощипывает кончики пальцев. Во время своего первого клинического ин­тервью он теребил пальцы, пока не почувствовал, что его ладони стали влажными и липкими. Студент подумал, что это нервная испарина. В кон­це концов он взглянул на руки и — к его ужасу — оказалось, что из пальца идет кровь. Оставшееся время он был озабочен тем, чтобы клиент не уви­дел его вымазанные в крови руки. Хотя это необычный пример, он показы­вает, как тревога и волнение могут помешать нормальному проведению клинического интервью. Эффективный контроль над стрессом во избежа­ние нарушений терапевтического процесса — важный аспект профессио­нальной деятельности клинициста.