Статьи по психологии

Интенсивная или резкая конфронтация

Хотя более иногда может быть необходима, начать с мягкой конфронтации и позже перейти к более жест­кой будет разумнее и более оправданно с терапевтической точки зрения, поскольку снижается риск вызвать сопротивление клиента. Последний пример несоответствия, требующего конфронтации, описы­вает ситуацию с 40-летним мужчиной, который по Internet познакомился с 20-летней девушкой. Слова клиента сопровождаются тремя возможными откликами интервьюера, каждый из которых агрессивнее предыдущего.

Эффективность конфронтации может оцениваться по последующей ре­акции клиента Например, клиент может категорически отрицать вашу правоту, признать ее частично или полностью согласиться со справедливостью и значимостью вашей конфронтации. Истинная конфронтация не содержит определенного рецепта действий. Вместо этого она подводит клиента к мысли, что необходимо предпринять какие-то действия (однако не предписывает и не уточняет, какие именно). В следующей главе мы рассмотрим отклики интервьюера, которые непосред­ственно предлагают или предписывают определенные действия. В табл. 3.2 приводится общий перечень директивных навыков слушания, а в табл. 4.1 (глава 4) перечисляются директивные отклики действия. Поведение внимания в основном невербальное и состоит из культурно аде­кватного визуального контакта, языка тела, голосовых характеристик и отсле­живания вербального потока клиента. Модели позитивного поведения внима­ния помогают клиенту начать и поддерживать беседу, в то время как модели негативного поведения внимания приводят к прекращению коммуникации.